Главной целью, которой служит чай, Эйсай объявил продление жизни и упрочение здоровья. Традиционные методы китайкой медицины - иглоукалывание, прижигания, горячие источники - он считал малоэффективными во время последней эры "конца Закона". Эйсай опирался на даосское учение о том, что каждому органу соотвествует определенный необходимый ему вкус. Печени - кислота, легким - острота, селезенке - сладость, почкам - соль, а самомоу главному (сердцу) - горечь. Сердцу также сответствует дух-шэнь, что ставит его в центр психического и физического здоровья человека.
Люди, считал Эйсай, обычно стремятся есть кислое, соленое, острое, сладкое, но почти никогда - горькое, поэтому сердце часто слабеет и болеет, что удручающе сказывается на всех прочих органах. Поэтому, чтобы исцелить больное сердце и общую слабость, наиболее естественным и радикальным средством было, согласно Эйсаю, питье горького чая. "Так как сердце любит горький вкус, ваш дух и ваша энергия будут восстановлены посредством частого употребления чая", - учил он. Некоторые добавки к чаю, например, ягоды тута, оказывали, по мнению Эйсая, чудодейственный эффект и при соблюдени надлежащих условий гарантировали бессмертие. Случаи обретения бессмертия в источникахх не зафиксированы, но доподлинно известно, что, с подачи Эйсая, молодой сегун Минамото Санэтомо лечился чаем от похмелья".
(цит. по: Штейнер Е. "Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности". Спб, 2006. С.195-196)
Off-topic:
По-настоящему впечатляющей картинки чайной плантации я не нашла, а Санэтомо-сан писал хорошие стихи, но из боевых искусств, очевидно, лучше всего владел сумо. Так что пусть вместо него тут повисит вот этот товарищ, с которым его гугл перепутал:
читать дальше