уточнение к уточнениюСпросите, почему, если в итоге все сводится к "отдать за друга жизнь", я так настойчиво вспоминаю все эти словопрения и прочие драки?
Ну, собственно, никто как раз не спросил, поэтому отвечаю самой себе:
Во-первых, само по себе самопожертвование не является синонимом дружбы. Среднестатистический средневековый рыцарь вполне искренне готов был отдать жизнь за своего сюзерена: но вассально-ленные отношения дружбой не называются. Как не называется дружбой и слепая страстная любовь, зачастую самовыражаущаяся тоже во вполне серьезных такого рода обещаниях. И тем более не называются дружбой отношения Горацио, собравшегося над трупом датского принца покончить с собой, и Гамлета, не позволившего ему это сделать, чтобы было, кому отстаивать его посмертную честь.
А во-вторых, прочно то, что не разбилось, а не то, что не роняли. Если бы мушкетеры не передрались, прежде чем повторно поклясться в вечной дружбе, я бы не "поверила" – либо в самих мушкетеров, либо в их дружбу.
Друг не тот, кто будет безропотно терпеть ваше фальшивое пение в душе: он тоже не постесняется высмеять ваши убогие вокальные данные, и при этом сам будет бренчать на своем гребаном пианино, когда в 3 часа ночи его посетит вдохновение (и возмущаться будете вы): но – после всего этого - когда к вам придет девушка вашей мечты, друг уйдет за сигаретами на 3 дня (Ну да, Анри Мюрже я тоже люблю)
Иначе говоря, да, в любой компании выделяется лидер, но если 2 (а тем более 4) разных, взрослых, самостоятельных человека, проводя вместе по16 часов в сутки, периодически не переходят друг другу дорогу, то… либо они друг другу глубоко безразличны, либо кто-то один безжалостно подавляет остальных: а это уже не дружба, это самое настоящее рабство.
И не может быть, чтобы люди, которые 20 лет не виделись и 15 не переписывались, начали снова общаться, как ни в чем не бывало: каждый из них непременно успел пересмотреть остальных-прежних с позиции себя-нынешнего, и неизбежно придется снова притираться.
И Дружба меряется не идиллической «безоблачностью» отношений, но готовностью вместе пройти через это – а не наплевать и разойтись!