Черт побери, а я забыла, что у меня есть такая прелесть, как «Паяцы» 54 г. – чудеснейший опус на стыке итальянского неореализма и балаганно-оперной схематичности. Пейзанский павильон с козами и копнами сена перемежается натурными съемками, программно-очаровательное неправдоподобно белокурое дитя соседствует с броско "типажной" массовкой, в партию хора вливается реальный шум толпы… Все это не "похоже" - и все же чистая правда: как на детском рисунке – как в театре, когда он вдруг становится жизнью.
А потом… я, оказывается, никогда не видела Тито Гобби: и, оказывается, зря – потому что великий он не только вокалист!
Нужно видеть эту сцену с Неддой: это стремительное превращение мило нелепого уродца в – силой любви – почти человека, силой разочарования – в романтического демона и – силой унижения – в безобразного монстра… Нужно видеть этот восхитительно безразличный, из серии «ну а что, это и моя гримерка тоже», взгляд мимо «хватающегося за голову, как это написано в клавире» Корелли… Нужно видеть даже ожидаемо мрачное “tableau” в финале…
Вот только… это, конечно, тоже надо видеть – но кто разрешил ему улыбаться в прологе?..