Я всю жизнь прожила в мегаполисе. По крайне мере, всю сознательную. Провинциальный быт знаком мне по трехмесячным наездам на дачу, где до цивилизации 15 минут пешком, и по недельным наездам в места чуть более отдаленные. В эти недели меня часто посещала мысль: быть может, и правда лучше было бы жить в таком вот глухом городишке, где в 9 часов вечера жизнь замирает, где твои уши не привыкают называть тишиной рев автострады и мерное жужжание неоновых ламп, где, подавая руку споткнувшемуся на улице человеку, можно не опасаться, что второй рукой он приставит тебе к горлу нож…
Я, усмехаясь, говорю всем, что не смогла бы жить в маленьком городе, но только потому, что там нет театра. Действительно ли я не смогу жить без театра?
Книги и кино. Редкие фильмы и литература на языке оригинала. Действительно ли там пришлось бы обходиться без них? И потом, это сейчас я принимаю как должное подобные «блага цивилизации»: стала бы я другой без них? Стала бы я хуже?
Безработица, алкоголизм, сплетни… Не думаю, что большой город и впрямь способен от них защитить.
Но это правда: мы живем в век мегаломании. Маленькие города исчезают.
Рar exemple, КировскГород у подножия Хибинских гор. Настоящая полярная ночь и снег по 8 месяцев в году. Всесторонний вид на рудник – действующий. Единственное место в России, где добывают апатит. Единственный в мире ботанический сад, расположенный за Полярным кругом.
Мурманская область – но до Мурманска несколько часов: туда перебрался переждавший в Кировске войну пензенский кукольный театр. Завод по производству фосфорных удобрений на ходу – в разросшихся в нескольких километрах Апатитах. Там теперь оба НИИ – при ботсаде и при геологических разработках, там ДК с двумя театрами и оркестром.
В Кировске только краеведческий музей и ясли, переделанные в турбазу: если здесь кто-то что-то еще забыл, то столичные пижоны, истосковавшиеся по жизни без удобств в суровом горном климате: которая, быть может, радует лишь в свете скорого возвращения к кондиционированному воздуху, круглосуточно работающему душу, суши-барам и сосискам и помидорам в свободной продаже.
И вдохновивший меня на этот пост Гандер, Канада
Северная оконечность острова Ньюфаундленд, у самого океана. Один из старейших аэропортов мира, который некогда обеспечивал дозаправку всем рейсам, летающим между Европой и Америкой. Теперь – 6000 жителей, и то норовящих сбежать: усовершенствованным самолетам дозаправка не нужна. 11 сентября сами-знаете-какого года в аэропорту Гандера 12 диспетчеров за 2 часа на одну полосу посадили около 100 самолетов, застрявших у заблокированной воздушной границы США. Через 5 дней самолеты десятка стран снова взмыли в небо. И Гандер вернулся к техобслуживанию вынужденных посадок частных кукурузников.
(NB: информация поперта из телепрограммы «Истории в деталях» - лично я впечатлилась; картинка - отсюда: images.yandex.ru/yandpage?&p=8&text=%C3%E0%ED%E...)